Здравствуйте ребята! Это занятие по истории театра пройдет в формате самостоятельной работы! Сегодня предлагаю вам закрепить и углубить знания по теме прошлой лекции "Театр Средневековья", прочитав этот материал!  Также в конце прошу вас ответить на вопросы, которые я также спрошу на следующей лекции.

Приятной вам работы!

 

                  Жанры средневекового религиозного театра.

 

      1.  В IX в. зарождается первый жанр средневекового религиозного театра –литургическая драма.  Это театральное действо входило в состав богослужения (литургии). Причины появления этого жанра, скорее всего, связаны с желанием священников привлечь как можно больше людей к религии, сделать богослужение  (в Средние века христианская служба велась на латыни) более понятным для  малограмотного простонародья. Организацией постановки литургической драмы занимались сами священники. Представления происходили в храме.

       Изначально созданная для того, чтобы сделать богослужение более понятным для прихожан, литургическая драма опрощала религиозные идеи, что, однако, таило в себе большую опасность для религии, так как вело к её профанации.

         В 1210 г. указом папы Иннокентия III были запрещены представления литургической драмы внутри зданий церквей. На этом литургическая драма как жанр перестаёт существовать.

р1.jpg

       2. Однако религиозный театр не исчезает. Литургическая драма выходит из церкви на паперть и становится полулитургической драмой.

       Мирских мотивов в этом представлении становится ещё больше. Она утрачивает свою прочную связь со службой и с церковным календарём, следовательно, выбор дня для проведения спектакля становится более свободным. Полулитургическая драма разыгрывается и в дни ярмарки. Вместо латыни спектакли начинают проходить на народных языках.

     «Божественные» роли по-прежнему исполнялись церковнослужителями. В представлении использовались церковные одеяния и утварь. Действо сопровождалось пением хора, исполнявшего религиозные гимны на латыни.              Церковнослужители принимали огромное участие в организации представлений полулитургической драмы (предоставление территории для спектакля (паперть), исполнение главных ролей, подбор репертуара, подготовка «костюмов» и «реквизита»).

 

     Однако религиозные сюжеты начинают активно переплетаться со светскими. Театральная культура стремится отмежеваться от религии, что, однако, полностью на протяжении всей эпохи средневековья так и не произойдёт.

      3. Мистерия

      Ещё один жанр, имеющий отношение к религиозному театру. Мистерия произошла из процессий в честь церковных праздников.

      Название происходит от лат. ministerium – церковная служба

      Расцвет мистериального театра приходится на XV-XVI вв. Представления организовывались городскими цехами и муниципалитетами, а не церковью. Участвовали в мистериях все жители города. Представления мистерий часто организовывались в ярмарочные дни.

     Утром в день открытия ярмарки свершался церковный молебен, затем организовывалось торжественное шествие, в котором принимал участие весь город. После него разыгрывалаь непосредственно мистерия.

     Мистерии делились на три цикла – ветхозаветный (ветхий завет, от сотворения мира до рождения Христа), новозаветный  (новый завет, рождение, жизнь, смерть, воскресение и вознесение Христа)и апостольский (жития святых).

Представление длилось целый день, а иногда и несколько дней.

      Существовало три типа организации сценического пространства и соответственно три типа представления мистерий.

- Передвижной (характерный в первую очередь для Англии). Отдельные эпизоды мистерий показывались в фургонах с высоким помостом, открытым со всех сторон. Фургоны эти назывались педженты. После показа определённого эпизода фургон переезжал на соседнюю площадь, а на его место подъезжал новый с актёрами, отыгрывавшими очередной эпизод. И так далее до конца мистерии.

- Кольцевой. На площади располагался один помост. Сваи для него располагались кольцеобразно. На помосте существовало несколько обособленных отделений, изображавших различные места действия. Зритель располагались вокруг помоста.

- Беседочный. На площади одновременно изображалось несколько мест действия. Это был ряд беседок, расположенных на едином помосте по прямой линии и обращённых к зрителям фронтально. В каждой беседке разыгрывались отдельные эпизоды в зависимости от того, какое место действия эта беседка изображала. Публика переходила от одной беседки к другой.

     При организации представлений активно использовалась машинерия, декорациям, особенно тем, которые изображали рай или ад, уделялось огромное внимание. Зрелищная сторона был чрезвычайно важна.

     Мистерия включала в себя совершенно разнородные элементы. Несмотря на то, что основным содержанием её был какой-либо эпизод из Библии, в мистерию очень активно проникали бытовые элементы. Кроме того, иногда мистериальное представление разбавлялось целыми фарсовыми сценками, представлявшими собой практически отдельный спектакль никак по сюжету не связанный с мистерией. Кроме того, очень большой популярностью пользовались эпизоды с участием чертей. А также зачастую в мистериях появлялся такой персонаж как шут.

 

     4. Миракль

     Название этого жанра происходит от латинского слова miraculum (чудо).

     Возникает во Франции в XIIIв.

   Миракль происходит из гимнов в честь святых и чтений их житий в церкви. Поэтому основой для сюжетов  служили истории о чудесах, совершённых Девой Марией и святыми.

  Организацией представлений мираклей во Франции занимались особые сообщества – пюи (puys). Название их происходит от слова podium.

р2.jpg

       5. Моралите

       Ещё один жанр, имеющий отношение к религиозному театру Средних веков.

       Появляется в XV-XVI вв.

       Это аллегорическая пьеса, в которой действуют персонажи-аллегории. Каждый из них является олицетворением какого-либо отвлечённого понятия (греха, добродетели, качества и т.д.). Суть сюжета сводилась к истории о том, как человек оказывается перед выбором между добром и злом.

        Люди, выбиравшие добродетель, в конце были вознаграждены, а предавшиеся пороку – наказаны. Таким образом, каждое моралите было проникнуто дидактизмом.

       Прямой связи с сюжетами библейскими у моралите нет, однако, его нравоучительность позволяет причислять этот жанр к религиозному театру средневековья.

          Сценической площадкой для моралите были подмостки, сооружавшиеся на площади.

        Персонажи-аллегории носили надписи на груди, которые разъясняли зрителям, кто находится перед  ними. Кроме того, каждый из них имел свой неотъемлемый атрибут, с которым всегда появлялся на сцене и который также символически пояснял, что это за аллегория.

р3.jpg

Вопросы к уроку:

  1. Перечислите жанры средневекового религиозного театра.

  2. Кто занимался организацией постановки литургической драмы?

  3. В чем отличия литургической драмы от полулитургической драмы?

  4. Кто занимался организацией мистерий?

  5. Назовите 3 типа организации сценического пространства мистерий.

  6. Кем являлись действующие лица жанра моралите? 

Ребята, подготовьте ответы на эти вопросы. На последующих занятиях в zoom вы будете отвечать на них устно.

Ваша Екатерина Дмитриевна!